Переключение языков

Дуальная подготовка – успешный путь на рабочее место

СНПЧ А7 Курск, обзоры принтеров и МФУ

.jpegВ настоящее время главной задачей системы технического и профессионального образования (ТиПО),  в том числе КГУ «Усть-Каменогорский колледж строительства», является повышение качества подготовки специалистов, рост их конкурентоспособности, соответствие квалификации требованиям рынка труда и высокий уровень трудоустройства. Это решается посредством внедрения и использования дуальной системы обучения через эффективное  взаимодействие системы ТиПО с рынком труда и работодателями, активное участие работодателей в разработке и обновлении содержания образования, процессе обучения студентов.

Для этого, необходимо знать – каков уровень современного рынка труда, из каких требований он складывается. При этом важно, чтобы студент по окончании профессионального учебного заведения, осваивая рабочую профессию, помимо теоретической подготовки приобрел практические навыки и компетенции, необходимые для полноценного включения в производственный процесс: общепрофессиональные, профессиональные, социальные и социально-гуманитарные компетенции.

Главным признаком дуальной системы обучения является равная ответственность за качество подготовки специалистов государства (в лице колледжа) и предприятия.

В КГУ «Усть-Каменогорский колледж строительства» с 2012 года совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) реализовывался пилотный проект по внедрению принципов дуального обучения по специальности «Эксплуатация машин и оборудования в промышленности», квалификации «Промышленный механик». Ранее обучение по данной квалификации в учебных заведениях Казахстана не осуществлялось. В проект вошли  крупные промышленные предприятия ВКО и города: генеральный партнер - Бухтарминская Цементная компания (Хайдельберг Цемент), ТОО «Гидросталь», ТОО «Промтехмонтаж» и др.

Учебный процесс по квалификации «Промышленный механик» в системе дуального обучения представляет собой освоение профессиональных модулей (например, Слесарное дело, Сварочное дело, Сборка металлоконструкций, Токарное дело, Фрезерное дело и т.п.), что позволяет будущему специалисту получить несколько рабочих квалификаций. Учебный процесс делится на три взаимосвязанных этапа и представляет собой сочетание теоретического и практического обучения. Первый и второй этапы проводятся в организации образования и включают в себя профессионально-ориентированные теоретические и начальные практические элементы обучения. Третий этап осуществляется на предприятии под руководством мастеров-наставников. Доля практического обучения увеличена до 75%, а образовательная программа ориентирована на потребности предприятий. Такой подход позволяет учащимся глубоко и качественно овладеть практическими умениями и навыками по профессии, снять психологический барьер при выполнении работ в условиях производства, способствует их быстрой адаптации при устройстве на работу.

Проблемным вопросом для предприятий является: чему и в каких объемах учить на производственной практике. Кроме того, зачастую практическое обучение на предприятии построено не как линейный технологический процесс, а на предприятиях малого и среднего бизнеса отдельные технологические операции, которыми должен овладеть практикант, просто отсутствуют.

Для решения этих вопросов и в целях повышения качества практического обучения и оказания методической помощи наставникам колледжем совместно с Палатой Предпринимателей ВКО  и Управлением образования ВКО разработана и внедрена Технологическая карта производственного обучения, которая ведется совместно наставником и мастером производственного обучения.

Данный документ позволяет сразу оценить – возможно ли на данном предприятии студенту получить практические навыки по всему комплексу технологических операций, необходимых для завершения обучения, вести контроль за объемами и видами выполняемых работ.

Инженерно-педагогическим коллективом проделана огромная работа по изучению немецких образовательных программ и разработке профессиональных модулей, как с помощью приглашенных экспертов, так и в оригинальных условиях.

Также, изменены подходы к сдаче экзаменов. Студенты выполняют индивидуальное задание на базе предприятия в течение дня, которое оценивает комиссия, состоящая из числа работодателей.

Реестр предприятий, участвующих в реализации дуальной системы обучения, постоянно расширяется.

С 2017 года состоялись первые выпуски студентов, обучающихся по дуальной системе, которые показали положительные результаты подготовки и трудоустройства.

Так, выпускники колледжа трудоустраиваются на крупных предприятиях области и города:

Выпускник 2017 года Хайруллин Дмитрий работает в должности  слесарь-ремонтник цеха бериллиевого производства ОАО «УМЗ».

Выпускник 2018 года Букенбаев Асхат после прохождения производственной практики и успешной сдачи итогового квалификационного экзамена продолжил трудовую деятельность в качестве мастера производственного участка на Бухтарминской цементной компании.

Выпускники 2018 года, Печенкин Сергей и Сиваков Александр, работают токарями-станочниками на ТОО «Гидросталь».

Выпускник 2020 года Стригунов Александр работает слесарем-ремонтником ТОО «Конденсаторный завод» и др.

Внедрение опыта дуального обучения колледж практикует и на другие специальности, по которым осуществляется подготовка: сварочное дело (по видам), строительство и эксплуатация зданий и сооружений, техническая эксплуатация дорожно-строительных машин.

Повысилась заинтересованность предприятий в подготовке кадров: специалисты предприятий проводят круглые столы, практические занятия, мотивируя студентов для прохождения качественной  практики на их базе, организуют экскурсии для студентов 1 -3 курсов, направленные на ознакомление с материальной базой; преподаватели и мастера производственного обучения получают возможность практиковаться на современном оборудовании, изучая новые технологии производства.

Все это способствует профессиональному росту и насыщению предприятий качественно подготовленными кадрами.

Таким образом, реализация дуальной системы в КГУ «Усть-Каменогорский колледж строительства» способствовала переходу на качественно новый уровень подготовки квалифицированных, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов; постоянному обновлению содержания образования в условиях индустриального развития и содействию эффективного социального партнерства.

 

ekskurs IMG 8583

IMG 8591 IMG 8621